2 12 1

(Вестник Петровской академии № 1-2 (34-35), 2014 г. С.48-60.)

 

Копылов В.А.

ГОМЕОПАТИЯ. СПОР. ПОЧЕМУ?

 

Представленная работа академика ПАНИ В.А. Копылова посвящена анализу места и роли гомеопатии среди других методов лечения, раскрытию механизмов ее действия. Автор рассматривает историю открытия и эволюцию гомеопатии, оценивает ее возможности в свете разработанной им "концепции напряжения", указывает на схожесть реализации лечебного эффекта с авторским методом внешнего "болевого воздействия и напряжения". В статье обосновывается и защищается правильность концепции гомеопатии, в отличие от современной аллопатической медицины, носящей заместительной характер и не направленной на укрепление здоровья людей. Отмечается, что такое тупиковое развитие обусловлено неполнотой (ложностью) знаний, наработанных современной аллопатической медициной, вследствие сугубо материального подхода в понимании таких категорий, как "здоровье", "болезнь" и "лечение", нежеланием учитывать Божественную природу происхождения этих явлений. Исходя из этого, в работе подвергается критике попытки выдать за гомеопатию использование эмбриональных и фетальных клеточных продуктов (нозодов). Автор впервые раскрывает и наглядно обосновывает ни кем ранее не объясненный механизм действия гомеопатических средств и усиления лечебного действия гомеопатических лекарств (потенцирования) в процессе их многократного разведения и интенсивного встряхивания. Правильное понимание этого раздела статьи требует от читателя особого внимания и сосредоточенности.

Доктор медицинских наук, академик ПАНИ В.В. ДАВЫДЕНКО

 

"Чадо мое, когда тебе больно, собери свои душевные силы и постарайся понять смысл боли, через которую Бог открывает тебе небо". (Архимандрит Ефрем Святогорец)

 

"Всё, что нас не убивает, то делает нас сильнее". (Народная мудрость)

 

Почему я решил написать эту статью? Ведь к гомеопатии я не имею никакого отношения. В моей лечебной практике, базирующейся на разработанной мною "концепции напряжения" и "методе внешнего болевого воздействия (ВБВ)", я гомеопатию не применяю. Лечение методом ВБВ не совместимо с проведением какой-либо лекарственной терапии. Однако, зная полезность и эффективность гомеопатии, между курсами ВБВ (с определенными оговорками) я допускаю применение гомеопатии.

Рожденная Христианом Фридрихом Самуэлем Ганеманом в конце XVIII века гомеопатия оказалась очень эффективным лечебным методом, существенно превосходящим по эффективности и по качеству аллопатию. Это наглядно проявилось в 1831 г., когда в Европе и в России свирепствовала холера, унесшая жизнь почти каждого заболевшего. Традиционная медицина перед холерой оказалась бессильной. Из оставшихся в живых - большинству помогла гомеопатия. Так, в зарегистрированной группе из 1273 заболевших холерой и пролеченных гомеопатией умерло лишь 108 человек, то есть менее 8%.

Высокая эффективность гомеопатического лечения была показана и при эпидемии "испанского гриппа", унесшей жизни свыше 20 миллионов человек. По собранной о 26795 пациентах информации смертность при гомеопатическом лечении составила 1,05%, а при лечении у аллопатов - около 30%.

Ганеман отличался среди своих сверстников высокой работоспособностью, наблюдательностью и способностями к наукам. И уже во время учения удивил учителей, представив необычайное, получившее блестящую оценку выпускное сочинение "Об удивительном строении человеческой руки" [1].

В 1779 году Ганеман окончил университет в Эрлангене и одновременно защитил диссертацию по теме о судорожных состояниях и в начале своей карьеры показал себя очень способным и успешным врачом.

Ганеман сделал свое открытие в 1790 году, когда, переводя книгу Уильяма Каллена "Лекарствоведение" ("Materia medica"), он заметил, что описанные в ней симптомы хинного отравления достаточно сходны с клинической картиной малярии, а именно - характерная лихорадка с периодичностью в 3-4 дня, притупленные чувства, скованные суставы, дрожь без озноба, жажда, гнетущая онемелость. Ганеман, сам переболевший малярией, сразу узнал ее в этих симптомах.

Оказалось, что малярия и передозированная хина вызывают у человека подобные состояния. Ганеман идет на опасный, самоотверженный эксперимент: принимает внутрь большие дозы хинной корки. Описанные симптомы отравления хиной он в точности ощутил на своем организме, таким образом убедившись, что они на самом деле сходны с симптоматикой малярии.

Однако, хиной лечат малярию, правда, в существенно меньших дозах. Большие же дозы вызывают отравление. И тут на него находит озарение: возможно, и другие ядовитые вещества в малых дозах способны исцелять другие болезни.

Обладая большими способностями и тягой к научным исследованиям, Ганеман, опять же проводя крайне опасные опыты на себе, занялся изучением клинической картины отравления другими ядовитыми веществами. К этим опасным исследованиям подключились увлеченные его идеей коллеги и ученики.

Тщательно описывая течение отравлений, они искали заболевания, клиническая картина которых была бы сходна с клиникой отравления исследуемыми веществами. Заболевания, имеющие симптомы, подобные симптомам отравления конкретным веществом, начали лечить этим веществом, но только очень малыми дозами, и довольно часто добивались излечения. Так родилась гомеопатия.

Не всегда удавалось добиваться ожидаемых результатов в лечении. Оказалось, что эффект лечения конкретной болезни исследуемым препаратом у разных пациентов мог быть разным в зависимости от конституционального типа пациента (его внешнего облика, психики, предпочтения в питании той или иной пищи). Схожие по данным признакам пациенты излечивались одним и тем же веществом и примерно одинаковой дозировкой.

Исходя из этого, в дальнейшем была составлена таблица из симптомов и соответствующих им гомеопатических препаратов, с помощью которой подбирался комплекс препаратов для каждого пациента.

В итоге Ганеман сформулировал основной принцип гомеопатии: подобное лечится подобным. Он пришел к выводу: "Чтобы лечить верно, быстро, безопасно и надежно, подбирают в каждом конкретном случае только такое лекарство, которое может вызвать состояние, подобное тому страданию, которое предстоит исцелить".

Помимо этого в процессе исследования он открыл еще два удивительных феномена:

- целебные свойства препаратов при разведении (при уменьшении их концентрации) усиливались,

- целебные свойства приготовляемых им препаратов становились тем сильнее, чем энергичнее и длительнее встряхивалась емкость, в которой разводилось вещество.

Однако, сделав эти открытия, он не раскрыл их механизм, не объяснил суть, что дало "карты в руки" противникам гомеопатии. Они объявили ее ненаучной и отнесли к алхимии.

Благодаря высокому терапевтическому эффекту, популярность гомеопатии быстро росла и получила широкое распространение в Европе и в России.

Уже в 1833 году Государственный Совет России принял постановление о разрешении практики врачей-гомеопатов и об открытии гомеопатических аптек. Появились переводы на русский язык трудов Ганемана и его последователей.

В 1861 году выходит в свет "Журнал гомеопатического лечения", а в 1868 году создается "Общество врачей-гомеопатов" и позднее "Общество последователей гомеопатии", объединившее немедиков. В 1913 году состоялся 1-ый Российский съезд гомеопатов.

Русская Православная Церковь приняла гомеопатию доброжелательно и благословила свою паству на ее применение. Выдающиеся святители Русской Православной Церкви Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, митрополит ленинградский и гдовский Серафим (Чичагов), причисленный в дальнейшем к лику Святых, овладев методом, помогали обращавшимся к ним больным. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим Вырицкий рекомендовали своей пастве лечиться гомеопатией. Св. Иоанн Кронштадский назвал гомеопатию методом самым разумным и верным.

В конце XIX века гомеопатию стали преподавать в духовных семинариях. Широко была распространена гомеопатия и в монастырях. Царская семья также благожелательно относилась к гомеопатии и лечилась у гомеопатов. В наше время отец Иоанн (Крестьянкин), отец Николай (Гурьянов) благословляли на лечение у гомеопатов.

Господствовавшая аллопатическая медицина довольно быстро разглядела в гомеопатии серьезного и опасного конкурента. Уже в начале пути развития противники гомеопатии стремились дискредитировать ее. Основными выдвинутыми ими аргументами являлись (являются и сейчас): отсутствие объяснения механизмов гомеопатического лечения и обвинение гомеопатии в оккультности и в причастности к алхимии, поскольку отсутствует ясное объяснение усиления лечебных свойств при значительном снижении концентрации препаратов при разведении или приготовлении в порошках, а также непонятен смысл потенцирования, многократного энергичного встряхивания раствора и усиленного растирания порошка. Очевидные результаты гомеопатического лечения объясняли эффектом плацебо.

В XIX веке и в XX вплоть до 1917 года дискредитация гомеопатии серьезного влияния на ее развитие не имела. Поддерживаемая Русской Православной Церковью, при благосклонном к ней отношении царей и ряда выдающихся врачей, таких как, например, Н.И. Пирогов, гомеопатия бурно развивалась. Это был период ее расцвета.

С приходом в 1917 году бездуховной власти начались гонения, и были задействованы репрессивные меры к гомеопатам. Министерство здравоохранения под предлогом искоренения "рассадника чуждой идеологии" распускает "Общество врачей-гомеопатов". Гомеопатия практически переходит на полулегальное положение. Только в конце 80-х годов гомеопатия в России обрела свободу. Но к этому моменту она сама претерпела существенные превращения, значительно отойдя от классической.

В последнее время стали появляться статьи и выступления греческих богословов, выражающих крайне негативное отношение к гомеопатии, причисляющих ее к оккультным наукам, несовместимым с православной верой и жизнью. По их требованиям занимающиеся гомеопатической практикой должны публично отречься от нее, ибо в противном случае они будут отлучены от Церкви. Почему?!

Как-то в конце 80-х годов владыка Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в беседе с корреспондентом газеты "Советская Россия", объясняя происходившее тогда в мире, высказал мысль, что все происходящие процессы можно представить как кочан капусты: если срезать все капустные листы, то останется только кочерыжка, суть которой - борьба дьявола с Богом. По моим представлениям такой процесс наглядно проявился в развитии гомеопатии. К этому я вернусь позднее.

Теперь поясню, почему я решил писать о гомеопатии, какие основания были к этому.

Более 40 лет тому назад сложилась ситуация, заставившая меня задуматься, почему мы болеем и каков путь к здоровью?

Прежде всего, я попытался определить для себя роль нервной системы и ее значение в жизнедеятельности организма, физиологический смысл боли [2, 3], представил себе суть времени, возникающего при преобразовании "тонкой материи" в материальную структуру, и попытался понять замысел Божий о своем творении - человеке [4, 5]. Всё это позволило мне сформулировать концепцию напряжения [6], осмыслить предназначение болезни в жизнедеятельности организма и разработать терапевтический немедикаментозный метод, названный мною методом внешнего болевого воздействия и напряжения (ВБВ).

Этим методом пролечено около 40 тысяч больных с самыми разными патологическими состояниями.

Лечебная эффективность метода превышает все, во всяком случае, мне известные в современной медицине, методы лечения.

При апробации метода ВБВ в 1984-85 годах в 1-ом Ленинградском медицинском институте им. акад. И.П. Павлова была показана не имеющая аналогов в мировой практике результативность метода при лечении больных с тяжелыми формами бронхиальной астмы, при лечении заболеваний сердца с различным генезом: ишемической болезнью сердца (ИБС), постинфарктными состояниями; при различных пороках сердца (особенно у детей), вплоть до полного излечения, устранения пролапса митрального клапана, что считается неизлечимым, и были получены выразительные результаты даже при аневризме сердца.

Метод ВБВ также эффективен при лечении органов пищеварительной и мочеполовой систем, органов зрения (миопия, косоглазие), пролечиваются практически все патологические состояния детства: высока эффективность лечения детского церебрального паралича (ДЦП), сколиозов, гиперкинезов, считающихся практически неизлечимыми.

Наработанные представления о времени позволили разработать методики ВБВ (защищенные патентами) таких трудно поддающихся лечению заболеваний (прежде всего детских), как гидроцефалия, энурез, аутизм, заикание и найти путь к излечению при потере устойчивости (болезнь Меньера) и головокружениях, разделив их на две совершенно разные по патогенезу группы.

В целом методом ВБВ были получены положительные результаты при лечении заболеваний более двухсот наименований. Лечение проводится абсолютно без препаратов, любых расходных материалов (кроме тюбика детского крема) и применения какой-либо терапевтической аппаратуры.

К достоинству метода следует отнести стабильность и устойчивость полученных результатов, в том числе и отдаленных, что выгодно отличает его от используемой сейчас в лечении заместительной терапии. Все перечисленное, полагаю, позволяет утверждать, что разработанный мною метод лечения ВБВ верен.

Такие результаты достигаются благодаря использованию метода ВБВ, разработанного на базе положений "концепции напряжения". Эти положения позволили раскрыть (объяснить) механизм гомеопатического лечения и суть принципа подобия: почему происходит излечение подобного подобным.

По мере разработки и совершенствования метода ВБВ углублялась и "концепция напряжения", что нашло отражение в ряде публикаций [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13].

Привожу основные положения "концепции напряжения", которые, как мне представляется, позволяют раскрыть суть гомеопатии и ответить на ряд недоуменных вопросов, которые она вызывает.

- Жизнь требует напряжения.

По теории московского физика В.Н. Новицкого грубая (косная) материя (в дальнейшем - материя) представляет собой непрерывно протекающий через нее и закрученный в вихри поток "тонкой" материи (в дальнейшем - "тонкого мира"). Такое взаимодействие материальной системы с "тонким миром" происходит вследствие напряженного состояния материи, как бы втягивающей и пропускающей через себя поток "тонкого мира".

Качественный и количественный состав проходящего через материальную систему потока "тонкого мира" зависит от степени и характера напряженности данной материальной системы, что и определяет свойства этой системы.

- Время есть продукт преобразования "тонкого мира" в материальный и является формой существования материи - ее жизнью.

Каждая материальная система имеет свою степень взаимодействия с "тонким миром", следовательно, свое время и, соответственно, свой масштаб времени протекающих в ней процессов.

При ослаблении напряжения в материальной системе снижается интенсивность взаимодействия материи с "тонким миром". Этот процесс - энтропия (гниение, тление, превращение в прах). При уменьшении напряжения до нуля материя исчезает.

Чем сильнее напряжение материальной системы, тем выше ее уровень взаимодействия с "тонким миром". Так повышается ее жизнедеятельность, ее разрешающая способность, увеличивается масштаб ее времени. Это процесс негэнтропии, процесс совершенствования.

- В совершенно здоровом организме все его органы и системы имеют одинаковый масштаб времени и взаимодействуют в организме синхронно.

При снижении в органе напряженного состояния уменьшается поток "тонкого мира", обеспечивающий его жизнедеятельность, уменьшается масштаб его времени, снижается функциональная способность и скорость протекания процессов в данном органе. В организме возникает дисбаланс, приводящий к рассинхронизации внутренних процессов. При достижении определенного уровня этого дисбаланса начинает развиваться патология и, именно для борьбы с нею, возникает болезнь: повышение температуры, непроизвольные мышечные сокращения (судороги), появление боли, различные кожные высыпания и т.д.

Чаще всего искусственное вмешательство в процесс болезни аллопатическими средствами (прием жаропонижающих препаратов, анальгетиков, нейролептиков, антибиотиков, кожных мазей и пр.) приводит к дальнейшему развитию в организме патологии и возникновению хронических заболеваний.

- Ослабление функций и развитие патологии в каком-либо органе в здоровом организме возникает вследствие снижения нагрузок на этот орган (недостаток напряжения), либо значительного увеличения нагрузок на другие органы, что приводит к перераспределению потока "тонкого мира", обеспечивающего жизнедеятельность организма, в пользу более напряженных органов. Так происходит "энергетическое обкрадывание" недостаточно загруженных органов.

- Повышение нагрузки на орган, вплоть до предельной, приводит только к укреплению этого органа, повышению его функциональной способности.

Такое утверждение может вызвать непонимание.

Например, при интенсивном беге возможно резкое ухудшение состояния сердца вплоть до образования инфаркта, дилатации миокарда, разрыва сердца. Некоторые считают это следствием перегрузки сердца. В действительности, при интенсивном беге нижние конечности напрягается значительно сильнее, чем сердце, и происходит "энергетическое обкрадывание" сердца нижними конечностями и связанными с ними энергетически органами брюшной полости и малого таза [10]. Ослабевает миокард, особенно левого желудочка. Уменьшается его фракция изгнания (выброс крови в аорту за одно сокращение). Для обеспечения в организме требуемого кровообращения сердце вынуждено увеличить частоту сокращений - так возникает тахикардия. При дальнейшем энергетическом обкрадывании сердца ослабление миокарда приводит к снижению требуемого организму кровообращения со всеми вытекающими последствиями.

- Любое повышение качества, функциональной способности органа или системы организма, укрепление здоровья достигаются посредством повышения уровня напряженности соответствующих органов и систем. (Заместительную терапию я здесь не рассматриваю.)

Положения "концепции напряжения" предоставляют возможность ответить на вопрос: что такое болезнь? В своих статьях я неоднократно приводил высказывание Святых Отцов: "Здоровье - ценный дар Божий, болезнь - бесценный". В болезни посредством напряжения, духовного и физического, укрепляются слабые функции организма, полученные от родителей, либо, приобретенные вследствие неправильного (не соответствующего Божьим заповедям образа жизни) или не соответствующие внешним воздействиям, превышающим функциональную способность соответствующих органов и систем. Таким образом, болезнь - это работа всех систем организма, направленная на восстановление нарушенных, ослабленных жизнеобеспечивающих функций, устранение патологии.

Ресурсы организма могут быть недостаточными для устранения патологии. Патологический процесс тогда переходит в хронический (мы говорим - хроническую болезнь), либо усугубляется вплоть до летального исхода.

Главным фактором в лечении методом ВБВ является напряжение. Пациенту или родителям ребенка я объясняю, что не я его лечу, а он сам себя лечит, напрягаясь под задаваемым мною внешним болевым воздействием. Моя же задача - подобрать для каждого пациента в зависимости от патологии нужные программы напряжений и необходимую дозировку (строго учитывая состояние пациента, его возраст, конституцию и др.).

Объясняю пациенту также, что с болезнью я не борюсь, а ей помогаю, потому что болезнь - это работа организма, направленная на восстановление нарушенных или недостаточных функций, то есть на избавление от патологии.

Таков же механизм и гомеопатии. Подбирая препарат, вызывающий у здорового человека симптомы, которые проявляются у больного, гомеопатия подключается к болезни, помогая ей в борьбе с патологией, усиливая напряженность в больных органах. Именно в этом суть принципа лечения подобного подобным.

Отмечу, что ответ на вопрос "почему?", по моему представлению, мог быть получен уже в XIX веке, когда известный гомеопат Ричард Юз писал: "Гомеопатические лекарства излечивают эти болезни потому, что могут причинять их". Оставалось добавить, что физиологический смысл болезни - это восстановление ослабленных жизнеобеспечивающих функций организма, устранение патологии.

Несколько слов о сведении результативности гомеопатии к эффекту плацебо. Это расхожий прием господствующей медицины при появлении нового эффективного метода лечения или рецепта народной медицины, неугодных фармакологии. Однако гомеопатия показала высокую эффективность при лечении новорожденных детей и даже животных. А как это объяснить эффектом плацебо?!

Научная медицина гомеопатию объявляет ненаучной. В этой связи резонно напрашивается вопрос: научна ли современная медицина?

Истина в Боге. И чем мы ближе к Богу, тем мы ближе к истине. Мир создан Богом и человек - Его творение. Отбросив божественную природу происхождения всего сущего, опираясь на предположения (гипотезы) о самостоятельном происхождении мира, дарвинизм и не воспринимая мир духовный, мы приходим к знанию неполному. Мы освобождаем себя от необходимости познания мира "тонкой материи", являющейся основой существования и функционирования нашего "грубоматериального мира" и познания взаимодействия этих материй.

Такая неполнота, половинчатость знаний, приводит к ложному знанию. Ложное знание опасно. Об этом я уже писал [14].

Именно в медицине наиболее ярко проявилось внедрение половинчатых знаний. Триединство "дух-душа-тело" в научной, а затем и в практической медицине перестало существовать, и как результат - совершенно извращенные представления о функциональном смысле боли и болезни.

В итоге мы имеем заместительную терапию, которая эффективна как средство скорой помощи (благодаря чему у многих создается впечатление о ее могуществе) и вредна в лечении острых и хронических заболеваний, так как ослабляет и разрушает иммунную систему организма.

Еще в XIX веке выдающийся французский физиолог Клод Бернар критически высказывался о научной экспериментальной медицине, ограничивающей науку накоплением фактов без связывания их в теорию. "Эмпиризм может служить для накопления фактов, но никогда не будет создавать науку. Экспериментатор, который ничего не знает о том, что он ищет, не понимает и того, что он находит", - говорит Бернар [15] и в итоге приходит к заключению, что научная медицина не существует.

У Священномученика Серафима (Чичагова) читаем:

"Биша, физиолог, врач и писатель, признает, что "лекарствоведение есть ни что иное, как чудовищный сборник ошибочных идей".

Доктор Биллинг, известный лондонский врач и писатель по медицине, говорит: "Начиная изучение медицины, я был поражен, найдя, что это совершенный хаос". [16]

В XX веке оценка научности медицины не изменилась. Сщмч. Серафим (Чичагов) пишет:

"Только та наука ближе к истине, которая ближе к пониманию Бога, но, к несчастью, в наш век все естественные науки преподаются так, что ведут людей к отрицанию Бога. Как это не противоестественно, но на самой драгоценной науке, какова медицина, неотразимо сказалось неверие многих представителей ее; оно повело, по нашему мнению, новейшую медицину по совершенно ложному пути в некоторых отношениях… Она (медицина) изобилует неправильными убеждениями и выводами вследствие самомнения некоторых профессоров, считающих свои заключения непогрешимыми и основывающих многое на авторитетности своего звания…" [16]

Приведу мнение нашего современника, академика РАМН Путова Н.В., о научности современной медицины:

"...настоящая наука это выражение постоянного и в идеале бескорыстного стремления человечества в лице своих наиболее одаренных представителей к познанию чего-то ранее не познанного, важного для более глубокого понимания законов природы (и общества?)...

Под такое определение науки ни терапия, ни хирургия, ни гинекология не подходят, а представители этих областей практической медицины, вне зависимости от их квалификации, практического опыта, ученых степеней, званий, заслуг, служебного и общественного положения, не могут называться учеными в узком и наиболее точном понимании этого слова.

Серьезным возражением против такого утверждения может явиться то несомненное обстоятельство, что все отрасли практической медицины на протяжении ее истории неуклонно развивались и совершенствовались, и поэтому современная терапия и, в особенности, хирургия находятся на таком уровне, о котором десятилетия назад трудно было даже мечтать.

Однако, развитие этих клинических дисциплин происходило не в соответствии с теми закономерностями, по которым развиваются настоящие науки. Оно зависело в первую очередь от всё более широкого использования клиницистами достижений фундаментальных наук, например, микробиологии, фармакологии и других...

За последние почти 60 лет врачи-клиницисты всего мира ни одной премии не удостоились, поскольку Нобелевский комитет не мог считать их работы сколько-нибудь серьезными научными достижениями" [17].

Один из аргументов аллопатов при обвинении гомеопатии в несостоятельности - это якобы невозможность получения лечебного эффекта посредством микродоз. А лечение микродозами является одним из высокоэффективных методов гомеопатии. Дозировки препаратов необходимы при любых видах лечения и начинаются, как правило, с низких разведений.

Поскольку гомеопатия является помощником болезни, способствуя усилению борьбы всего организма с патологией, то, например, при хроническом заболевании, когда противостояние процесса болезни и патологии находится в практически равновесном состоянии, вполне реально добиться положительной динамики незначительной, на уровне микродоз, но постоянной поддержкой процессов болезни. Если же эти процессы недостаточны, то степень динамизации (активирования) увеличивается, выводя этим работу организма на более высокий уровень.

Теперь же о том, что могло стать причиной отрицательного отношения Греческой православной церкви, да и вообще некоторых людей, к гомеопатии.

Еще раз приведу высказанную владыкой Иоанном, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, мысль, что суть любых происходящих в мире процессов есть борьба дьявола с Богом. Как я понимаю, дьявол стремится подключиться ко всякому благому делу и увести его с правильного пути.

В отношении гомеопатии это проявляется в двух следующих аспектах.

1. Использование человеческих слабостей (человеческий фактор).

Человеческий фактор присутствует во всех аспектах жизнедеятельности человека. Различные аварии, падения самолетов чаще всего случаются по причине человеческого фактора.

Впечатляющие результаты гомеопатического лечения привлекли в ряды гомеопатов самых различных людей. Постижение гомеопатического лечения требует от врача больших способностей и трудолюбия, гомеопат обязан познать разработанную Ганеманом систему подбора, приготовления и дозировки гомеопатических препаратов индивидуально для каждого пациента.

В гомеопатии редки узкие специализации. Гомеопат лечит не отдельный орган (как аллопат), а весь организм. У гомеопатов сложная и тонкая диагностика. Гомеопату необходимо определить конституциональный тип человека, его особенности, привычки, вкусы и т. д. и, исходя из этого, выявить все симптомы болезни и выбрать необходимые препараты.

Не всем это удается. Однако, оставить востребованное и привлекательное в финансовом отношении дело не хочется. Так появляются невежественные и недобросовестные гомеопаты, дискредитирующие саму гомеопатию.

Еще хуже обстоит дело, когда гомеопат, одержимый гордыней, старается любыми средствами выделиться, возвеличить себя, показать более эффективное лечение, привнося в гомеопатию собственные и зачастую бредовые разработки и ради этого пускаясь буквально во все тяжкие… Дело дошло до употребления нозодов, стволовых клеток, фетальных материалов и препаратов из крови. Церковь запрещает употребление каких-либо человеческих клеток. По поводу фетальных препаратов архимандрит Рафаил (Карелин) в книге "В аду на земле" [18] пишет следующее:

"В 1580 году юрист Жан Бодлен попытался систематизировать преступления колдунов и ведьм по 16 пунктам. Шестой пункт гласил, что эти пособники нечистой силы "посвящают дьяволу зародыши, находящиеся в утробе матери". Затем этих зародышей умертвляли, из них приготавливали колдовскую мазь - аналог нынешних фетальных, то есть эмбриональных препаратов...

Мать, убивающая ребенка, сама того не понимая, соучаствует в колдовском ритуале - в посвящении ребенка дьяволу, а вместе с ним - своей души".

Вот так дьявол, используя человеческую гордыню, превращает доброе дело в оккультизм.

Дискредитации гомеопатия подвергается и со стороны ее "рационализаторов" и "усовершенствователей". Например, гомеопат Лупичев Н.Л. образовал московскую школу Лупичева. Он изобрел электронный репринтер нужных лекарств и, используя функциональную диагностику по методу Р. Фолля, разработал прибор Фолля-Лупичева, с помощью которого изготовляют практически мгновенно нужную потенцию из пустых сладких шариков простым электромагнитным воздействием, в которых лекарственное вещество в материальной форме отсутствует [19]. Понятно, что такая "гомеопатия" ничего общего с гомеопатией Ганемана не имеет.

По моему мнению, наблюдающееся теперь совмещение и интеграция гомеопатии с другими методами лечения и даже диагностики не полезны при лечении, поскольку идеология гомеопатии разительно отличается от общепринятой идеологии современной терапии. Такая интеграция не полезна и имиджу гомеопатии. Гомеопатическое лечение - очень тонкий процесс, сродни искусству. Любое грубое вмешательство других методов лечения в этот процесс, вполне вероятно, будет действовать разрушительно, препятствуя достижению поставленной цели.

Имеет место и прямое внедрение оккультизма в гомеопатию. Типичным представителем такого явления был Рудольф Штейнер, автор религиозно-мистического учения - антропософии, по существу богоборческого учения.

Исповедовавший гностицизм Штейнер получил университетское образование, защитил диссертацию и был доктором философии, однако, медицинского образования не получил. Увлекся гомеопатией. Добавив к ней астрологию и ряд магических приемов, наделив растения, металлы, минералы и гомеопатические препараты духовными субстанциями, назвал всё это антропософской медициной. Создал ряд лечебных предприятий, при этом проповедовал учение о переселении душ.

Человеческий фактор существовал всегда и будет существовать, предоставляя сатане широкое поле для посева плевел. Поэтому необходимо здравое осмысление происходящего и проведение профилактических мер для очистки гомеопатии от негативных явлений.

2. Прельщение легкими путями.

Зададимся вопросом, а есть ли в самой гомеопатии нечто такое, что может быть неугодно Богу и что могло послужить основанием для запрещения Греческой православной церковью своим прихожанам лечения гомеопатией? Тогда надо попытаться представить себе, в чем замысел Бога о человеке и смысл его жизни на Земле.

Для христианина смысл жизни - спасение души, не дать ей уйти в ад, но быть принятой Богом. "Святые отцы определили главную задачу жизни как стяжание благодати, поэтому, приступая к какому-либо делу, надо прежде подумать: приобретем или потеряем от этого благодать, выиграем или проиграем, обогатимся или обнищаем в духовном смысле?" [20]

В раю Адам и Ева исполняли заповедь Божию "возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15),, то есть были благоустроителями. После грехопадения и изгнания из рая Господь говорит о будущем людей: "…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Бытие 3:19), таким образом, предначертав путь их в труде и напряжении. О значении напряжения в жизни людей Иисус Христос говорит: "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…" (Евангелие от Мф. 11:12)

На вопрос газеты "Аргументы и факты", в чем смысл жизни, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает:

"Ради чего мы живем? Бог предопределил мир к безграничному развитию и совершенствованию. Каждый из нас должен быть соработником Богу в этом великом деле, и начинается это с человеческой личности.

Господь каждого создаёт имеющим свою непреходящую ценность. Некоторые говорят: мы живём ради будущих поколений, видим смысл своего бытия в детях. Это замечательно, но я хотел бы спросить: разве ценность последующего поколения больше, чем ценность предыдущего? Не уверен. Да, человеку свойственно жить ради будущего, но это не может быть единственной целью, потому что наша собственная личность уникальна. Соработничество Богу - вот смысл жизни. В первую очередь это совершенствование самого себя - умственное, духовное, физическое. Тогда всё будет выстроено правильно, тогда мы будем работать на достижение великой цели, которая заключается в преображении всего мироздания" [21].

(Примечательно, что после слов Патриарха в газете приводится высказывание эволюциониста, доктора биологических наук Сергея Савельева:

"Цель любого биологического организма - перенос генома в следующее поколение. И смысл нашей жизни в том же. Поскольку человек - животное, смысл его существования определяется тремя мотивами - желания еды, размножения и доминирования. Всё остальное проистекает из этих трёх, зачастую просто маскируя их" [21].)

Итак, мы созданы быть соработниками Богу. Каждый человек уникален. Трудовая деятельность, образ жизни, иерархия ценностей у каждого своя. На вопрос, чем мы, люди, принципиально отличаемся друг от друга, отвечаю: гармоническим составом гормональной системы.

Гармония гормонов у каждого из нас своя и определяется духовными и физическими напряжениями личности. Гормоны взаимодействуют с "тонким миром", вбирая его субстанцию, и, как мне представляется, каждый гормон посредством резонанса взаимодействует с субстанцией "тонкого мира", адекватной по частотным параметрам этому гормону. Поэтому "вбираемая" организмом субстанция "тонкого мира", обеспечивающая его жизнедеятельность, будет соответствовать гармоническому составу его гормональной системы.

Гармония гормонов нашего организма постоянно меняется в зависимости от состояния его внутренних органов и систем и зависит так же от временных циклов (суточного, месячного и т. д.) и изменения процессов в организме.

"Косная (неживая) материя" не имеет нервной и гормональной систем. Ее существование также обусловливается взаимодействием с "тонким миром" посредством внутренних напряжений, возникших при образовании этой материи. "Косная материя" подвержена процессу энтропии (снижению внутреннего напряжения) и, соответственно этому, - старению, гниению, разложению. При внешнем воздействии на нее посредством дополнительного напряжения (например, при ковке или закаливании металла) усиливается взаимодействие этой материи с тонким миром, изменяется ее качество. Это - процесс негэнтропии. Физическое и духовное состояние человека зависит от его образа жизни. Совершенствование его, достижение чего-либо осуществляется только посредством напряжений, усиливающих взаимодействие гормональной системы с субстанцией "тонкого мира" в диапазоне, соответствующем диапазону усиленной работы гормональной системы.

Работой гормональной системы управляет нервная система, воспринимающая все изменения в жизнедеятельности организма.

Все наши слабости, недостатки нашего организма, полученные по наследству или приобретенные вследствие неправильного образа жизни, могут быть исправлены, "отработаны" нашими духовными и физическими напряжениями, коррекцией образа жизни. Думаю, что именно следование такому правилу угодно Богу, заповедовавшему нам: "… в поте лица твоего будешь есть хлеб…" Другими словами, именно и только напряжения делают нас соработниками Богу и участниками в процессе благоустроения мира.

Насколько люди отличны друг от друга, настолько различно и их участие в этом процессе. Человек доброжелательный, с любовью относящийся к другим, вокруг себя создает комфортную атмосферу, умиротворение. Подавляющему числу людей, особенно маленьким детям, хорошо в церкви, в монастырях, это распространяется и на места, где люди ведут благой образ жизни. В местах, где творились злодеяния, дела, угодные дьяволу, возле сатанинских капищ людям некомфортно, даже жутко, они плохо себя чувствуют, начинают болеть. Очень неприятно находиться в помещении, где произошло самоубийство или убийство, даже если находящийся в помещении человек об этом не знает. В помещении, где люди молятся, где висят намоленные иконы, подавляющему числу людей комфортно (плохо там оккультистам и богоборцам).

Когда я познакомился с гомеопатией и основным ее принципом "подобное лечится подобным", то понял, что этот принцип полностью соответствует разработанной мною "концепции напряжения", а метод ВБВ отличается от гомеопатии, в которой лечение проводится малыми дозами, максимально возможным воздействием.

Добавлю к этому, что прививки, по сути, тоже соответствуют принципу "подобное лечится подобным" и, возможно, в будущем действительно будут применяться для профилактики заболеваний. (О возможности применения прививок я писал неоднократно [11, 22].) Однако для этого надо создать более совершенные прививки, прежде всего, без разрушающих здоровье и интеллект консервантов (ртуть, свинец, алюминий, формальдегид и др.), а затем разработать правила применения каждой конкретной прививки в зависимости от состояния пациента, как это сделал Ганеман для применения гомеопатических препаратов.

Прививки могли бы применяться и для укрепления иммунитета, для чего они в принципе и предназначены. Однако, для этого необходимо иметь четкое представление об иммунологическом статусе прививаемого, чтобы определить наиболее слабое звено в его организме и сделать прививку согласно вышеупомянутой (Ганемановской) спецификации.

Сейчас же в проведении прививок - совершенный произвол. Согласно прививочному календарю уже в первые два года жизни ребенку могут сделать более полутора десятков прививок, причем (что является уже полным абсурдом) одномоментно могут сделать прививку от трех и более заболеваний, например, АКДС (дифтерия, столбняк, коклюш) + полиомиелит + гепатит. Но ведь человек не болеет одновременно несколькими острыми инфекционными заболеваниями!

По моему мнению, прививки для укрепления иммунитета надо делать людям, уезжающим в непривычные для себя места, экология которых значительно отличается от нашей (Африка, Юго-Восточная Азия, Южная Америка), где есть реальная опасность получить тяжелые заболевания, к которым наша иммунная система не адаптирована. Может быть, целесообразно делать прививки и в районах, зараженных клещом, вызывающем энцефалит и некоторых других случаях.

За более чем 35-летнюю медицинскую практику мною пролечено несколько тысяч детей-инвалидов с диагнозами: ДЦП, гидроцефалия, отставание в психомоторном развитии, аутизм. Более половины из числа таких детей стали инвалидами вследствие прививок.

Многих удалось вылечить и избавить от таких диагнозов. Другим - существенно улучшить здоровье. У меня лечились дети и с тяжелейшими состояниями, родителям которых врачи рекомендовали отказаться от ребенка. Некоторым таким детям лечение методом ВБВ принесло существенную пользу. В ряде же случаев реальных положительных результатов добиться не удалось.

Привитые дети, чьи организмы выдержали прививки без, казалось бы, ухудшения состояния здоровья, существенно отличаются от непривитых: медленнее развиваются, чаще болеют, хуже учатся. Вот так разрушается генофонд народа. Почему это происходит? Как принято сейчас говорить, без комментариев. Однако, комментарии есть [23].

Теперь вернемся к гомеопатии. Еще раз зададимся вопросом: может ли быть в онтологии гомеопатии что-то неугодное Богу и содержатся элементы оккультизма и мистики?

У противников гомеопатии, помимо аргумента о необъяснимости механизма действия принципа "подобное лечится подобным", имеются и другие "претензии":

- Необъяснимость влияния психоэмоционального состояния человека при приготовлении им гомеопатических препаратов на сам препарат. А ведь действительно, пища, приготовленная с молитвой, удивительно вкусна. Известно, насколько вкусен хлеб, испеченный в монастыре. Если же при приготовлении присутствуют ругань и злоба, то такая еда, скорее всего, впрок не пойдет. Это всё - человеческий фактор. Конечно, идеальным было бы доверить приготовление гомеопатических препаратов людям с мирным душевным устроением.

- Необъяснимость необходимости усиленной и длительной динамизации (встряхивании растворов или растирании в ступке твердых веществ до порошка) при потенцировании (разведении) препаратов.

Полагаю, что при внешнем воздействии напряжением на вещество и растворитель появляются свойства, усиливающие их взаимодействие, и никакого оккультизма и мистики в этом нет.

- Принято считать, что чем сильнее раздражитель, тем сильнее воздействие, а при высших степенях разведения (более 23Х или 12С) в гомеопатических препаратах исходного вещества уже нет. Поэтому положительные результаты лечения, по мнению противников гомеопатии, достигаются посредством психологического воздействия на пациента во время приема у врача (помимо эффекта плацебо, о котором уже упоминалось).

Однако исследования (отметающие эффект плацебо) подтвердили наличие лечебного действия гомеопатических препаратов. Так Российский Пептидный Клуб под председательством академика И.П. Ашмарина в 1995 году принял официальную резолюцию о том, что эффекты действия веществ в сверхмалых концентрациях хорошо документированы и сомнений не вызывают [24].

Из общепринятых естественно-научных представлений нельзя объяснить увеличение силы действия лекарства по мере его разведения, совмещенного со встряхиванием [25]. Поэтому основной аргумент специалистов-гомеопатов - это излечение больных.

Открытие лечебного эффекта сверхмалых доз привело ученых к выводу, что помимо признанных в иммунологии защитных факторов в организме - фагоцитозный и гуморальный - имеет место и какой-то третий, который ученые условно обозначили как информационно-волновой иммунитет, а гомеопатический феномен в таком случае объясняется проявлением этого фактора.

Сторонники гомеопатии выдвигают ряд гипотез о механизме лечебного воздействия сверхмалыми дозами гомеопатических препаратов. Суть этих гипотез сводится, в основном, к тому, что вода или иной растворитель, например спирт, обладают способностью при растворении в нем вещества воспринимать информацию о веществе и передавать ее организму. Такая информация в растворителе образуется посредством формирования информационно-силового поля либо структурирования раствора посредством образования сольватных слоев в растворителе.

Исследования показали, что при растворении в воде любого вещества формируется сольватный слой из молекул воды с измененной их ориентацией. "Структура таких сольватных слоев воды становится пространственно близкой к структуре твердых поверхностей молекул растворяемых веществ" (выделено мною) [24].

Однако, в этих гипотезах нет достаточно ясного (а по существу - никакого) представления механизма лечебного воздействия приобретенной в таком случае раствором информации. Сама по себе информация, например, зафиксированная на бумаге, никакого эффекта не дает, если не будет "переварена" и отработана организмом физически или духовно.

Для того чтобы в организме произошли изменения под действием раствора, информация должна обладать определенным энергетическим потенциалом, вызывающим ответную реакцию в организме. Как же может повести себя в растворе полученная от веществ информация при очередном сотенном разведении, когда в растворе "остается от вещества только след" и нет молекул вещества, вокруг которых могли бы сформироваться сольватные слои?! Поделив свой энергетический потенциал на сто частей, информация не будет обладать той силой лечебного воздействия раствора, которая была до этого разведения, не говоря уже об усилении этого воздействия. Однако на самом деле при потенцировании лечебное действие возрастает.

Что же могло привести Ганемана к сверхмалым дозам, из-за чего его обвинили в мистицизме?

Лечение ядовитыми препаратами всегда сопряжено с опасностью передозировки: для одного пациента доза препарата будет лечебной. а для другого - убийственной. Вероятнее всего, Ганеман, защищая свое творение, решил определить, какие предельно малые дозы ядовитого препарата, не опасные для организма, достаточны для излечения. На деле же оказалось - чем больше степень разведения, тем выше лечебный эффект.

Предлагаю рассмотреть механизм лечения сверхмалыми дозами с позиции "концепции напряжения", одним из главных положений которой является представление о взаимодействии "косного мира" с "тонким", позволившее понять этиологию различных заболеваний, разработать диагностику и методики ВБВ, обладающие высокой эффективностью лечения заболеваний, даже считающихся не поддающимися лечению.

"Концепция напряжения" определяет взаимоотношения материального мира с миром "тонкой материи" так: "грубая" (косная) материя представляет собой непрерывно протекающий через нее и закрученный в вихри поток "тонкой материи". Каждый элемент таблицы Менделеева взаимодействует с соответствующей этому элементу субстанцией "тонкого мира".

Удивительное вещество - вода. Она не бывает одинаковой потому, что ее состояние также определяет взаимодействие с субстанцией "тонкого мира". Взаимодействие это динамично. К воде не подходит определение "косная материя". Она живая, постоянно изменяющая свою молекулярную структуру. Вода, по моим представлениям, является пограничной средой между "косной материей" и "тонким миром". При замерзании структуризация воды прекращается. Теперь это - уже "косная материя" с неизменными параметрами. По ее кристаллам можно оценивать состояние воды в момент замерзания.

На структуру воды влияет всё: место расположения источника, колодца, водоема, из каких пород образован водоем (дно, берега), растительный и животный мир. Известное своими лечебными свойствами Красное море необычайно богато флорой и фауной: изобилует коралловыми колониями, моллюсками и рыбами, в их числе много ядовитых.

В фильме "Живая вода" (1 канал ТВ, 2004г.) рассказывалось, насколько вода чувствительна к изменению состояния окружающей среды, как реагирует на контакт с любым веществом, на психологическое воздействие. Вода по-разному реагирует на духовную, классическую музыку (даже различных композиторов) и на, скажем, тяжелый рок.

При освящении вода становится "Великой Агиасмой" (как она называется в требнике). При замерзании такой святой воды образуются красивые кристаллы гармоничной формы. Вода по-разному воспринимает воздействие от молитв служителей различных конфессий. Интересно, что кристаллы замерзшей воды в таких случаях существенно отличаются по рисунку. Совершенно разные кристаллы у воды при доброжелательном посыле к ней или злобном. При негативном воздействии на нее образуются кристаллы уродливой формы.

Свойства воды зависят от материалов содержащих ее емкостей, от веществ, находящихся в ней. Известно благотворное воздействие на воду посуды из драгоценных металлов или минералов (серебро, золото, малахит, нефрит, янтарь). Очень интересно действие шунгита. Помещенный в воду, он придает ей целебные свойства. Эти свойства вода приобретает за счет ее переструктурирования при взаимодействии с потоком "тонкой материи", образованным находящимся в ней веществом (шунгитом).

Думаю, что именно таким образом вода приобрела отравляющие свойства в случае, произошедшем в научной лаборатории в Японии, когда запаянная капсула с сильным ядовитым веществом случайно оказалась в емкости с водой и пролежала в ней больше суток. Эту воду не вылили, а споили лабораторным крысам, которые в результате погибли.

Что же за "информацию" воспринимает вода от помещенного в нее вещества и передает нам, когда мы ее употребляем?

При растворении вещества в воде часть его молекул под активным действием молекул воды распадается (дематериализуется), а субстанция "тонкого мира", из которой была образована молекула вещества, воспринимается водой с параметрами, соответствующими данному веществу. При этом меняются взаимоотношения воды с "тонким миром".

Таким образом, информация, "воспринимаемая" и "запоминаемая" водой, есть изменение взаимодействия воды с "тонким миром", иными словами, изменение как бы "договорных отношений" с ним.

При приготовлении гомеопатических препаратов высоких степеней разведения по мере разведения всё большее количество молекул вещества будет растворяться, а субстанции "тонкого мира" растворившихся молекул будут восприниматься раствором, передавая ему свои свойства, увеличивая тем самым лечебный эффект раствора. Поэтому в процессе потенцирования целебные свойства раствора будут увеличиваться до тех пор, пока не растворится последняя молекула. Ничего мистического или оккультного в лечении сверхмалыми дозами нет. Представим этот процесс схематично.

Рассмотрим один из способов приготовления гомеопатического препарата из растения по сотенной шкале разведения. Гомеопаты обычно заготавливают растения целиком (с корнями, листьями, цветками). Растения тщательно измельчают и заливают небольшим количеством этилового спирта. Настаивают 2-3 недели, затем процеживают. Такая настойка называется фита.

Таким образом, фита представляет собой настойку с высокой концентрацией вещества. Обозначим эту концентрацию К0.

Далее берут в пробирку 1 мл фиты и добавляют 99 мл дистиллированной воды. Таким образом получают раствор с первоначальной концентрацией вещества К1 (в 100 раз меньшей). Однако, после увеличения доли воды в соотношении вода/вещество сразу увеличивается степень воздействия воды на вещество, и начинается процесс распада молекул вещества до субстанции "тонкого мира", из которой оно было образовано, то есть происходит дематериализация некоторого количества молекул вещества. Эти субстанции "вбираются водой", в результате изменяется взаимодействие воды с "тонким миром" (происходит переструктуризация воды), и она приобретает качество субстанции вещества. Такую концентрацию субстанции "тонкого мира" с характеристиками вещества в воде обозначим S1. Этот процесс значительно усиливается посредством динамизации. В итоге первого сотенного разведения, обычно обозначаемого 1С, после динамизации получают раствор с концентрацией вещества К1Д, меньшей К1 (за счет, как мы говорили, дематериализации части молекул вещества она уменьшается) и содержащий субстанцию "тонкого мира" с характеристиками вещества S1Д, большей S1.

Для второго сотенного разведения берут 1 мл раствора 1С и снова добавляют 99 мл дистиллированной воды. Получают раствор 2С с К2, изначально меньшей К1Д в 100 раз, и содержащий субстанцию "тонкого мира" с характеристиками вещества S2, большей S1Д. После динамизации получаем раствор с концентрацией вещества К2Д, более чем в 100 раз меньшей К1Д и содержащий субстанцию "тонкого мира" с характеристиками вещества S2Д, большей S1Д.

При дальнейших сотенных разведениях концентрация вещества в растворе уменьшается в итоге до нуля (когда исчезает последняя молекула), а раствор приобретает более сильные лечебные свойства за счет усиления взаимодействия воды с "тонким миром" непосредственно по каналу субстанции, которой было образовано вещество.

Таким образом, как и говорил Ганеман: при потенцировании ядовитые свойства вещества исчезают, а лечебные возрастают.

Висит в воздухе вопрос: что же находится в пустых сахарных шариках, если при сверхвысоких разведениях в них не попадает никакое вещество?

Гранулы готовятся пропиткой молочного сахара полученным (вышеприведенным образом) раствором с максимальным содержанием субстанции "тонкого мира" с характеристиками лечебного вещества SNД, где N - количество сотенных разведений. Пропитанные гранулы получают новые свойства за счет изменения взаимоотношения с "тонким миром", благодаря "приобретению" субстанции "тонкого мира" с характеристиками лечебного вещества. Таким образом, процесс приготовления гомеопатических препаратов представляет собой дематериализацию лечебного вещества до исходного при его образовании из субстанции "тонкого мира" с последующей "передачей" этой субстанции приготовляемому препарату. В этом процессе ничего оккультного или мистического я не вижу.

Лечение гомеопатическими препаратами происходит безболезненно, не требует от пациента каких-либо ощутимых напряжений. (Иногда, правда, случаются серьезные обострения, которые приходится терпеть). Болезни, часто получаемые нами из-за неправильной жизни, невыполнения заповедей Божиих проходят, не требуя от больного каких-либо собственных усилий. Возникает вопрос, не расходится ли это с замыслом Божиим о человеке, т.е. патология (грех) не отрабатывается.

Исцеление дается Богом, и гомеопатию надо принимать, как дар Божий. Появилась она всего 230 лет назад. И в то же время "медицина, основанная на химических препаратах, все более приближается к катастрофе. В современной медицине уже появилась обширная отрасль, называемая "лекарственные заболевания", то есть теневая сторона лечения химическими препаратами, которые отравляют организм человека и разрушают его иммунную и нервную систему. Это похоже на цивилизацию, которая может задохнуться в выбросах промышленности, или на землю, которую убивают искусственными удобрениями". [26]

Святые отцы давно предупреждали, что настанут времена, когда люди станут слабыми, немощными и неспособными на настоящее терпение и подвиги. Уже сейчас мы видим, что все меньше становится людей, способных собрать свою волю в кулак, трудиться над собой (спорт, закаливания, посты, различные ограничения и напряжения, например, лечение методом ВБВ и пр.) и, преодолев свою боль, избавиться от немощи. Другим же, более слабым, даются и более легкие пути к здоровью, один из которых - гомеопатия. Лечение методом БВБ - путь трудный, но быстрый, гомеопатическое лечение - более легкий путь, но и более долгий.

В заключение, я еще раз хочу подчеркнуть важность исследований взаимоотношений "материального" мира с "тонким", что особенно важно в медицине. Не признав этого, медицина так и останется на уровне заместительной, и будет лечить органы, а не человека, а признав - поднимется на следующую ступень в своем развитии.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коток А. Беспощадная иммунизация. Правда о прививках. 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск, "Гомеопатическая книга", 2006. - 592 с.
  2. Копылов В.А. Функциональная способность нервной системы и ее роль в физиологических процессах // ГКНТ СССР, АН СССР, ВИНИТД, № 1453-85. Деп., УДК 612.834.- М., 1985. 14 с.
  3. Углов Ф.Г., Копылов В.А. Боль как стимулятор защитных и репаративных процессов (теория боли) // Вестник хирургии.- 1985.- т. 134.- № 6.- С. 17-22.
  4. Копылов В.А. Некоторые соображения по вопросу о времени // В сб. "Проблемы пространства и времени в современном естествознании" серии "Проблемы исследования Вселенной", вып. 15. - Л.: АН РСФСР, 1991. - С. 329-341.
  5. Копылов В.А. Физиология и время // В сб. "Проблемы пространства, времени, тяготения" серии "Проблемы исследования Вселенной", вып. 20. - СПб: РАН, 1997. - С. 293-303.
  6. Копылов В.А. Напряжение - это жизнь // Вестник Петровской академии. - 2007. - № 7. - С. 64-72.
  7. Копылов В.А. Изоморфизм биоэнергетических систем в природе // В сб. "Фундаментальные проблемы естествознания", серии "Проблемы исследования Вселенной", вып. 22. - СПб: РАН, 2000. - С. 500-504.
  8. Давыденко В.В., Тихонов Г.О. Сколиоз и другие деформации опорно-двигательного аппарата. Новый взгляд на проблему // Журнал "Традиционная медицина. Восток и Запад". Том 4. - 2007. - № 1 (12). - С. 55-64.
  9. Копылов В.А. Обвиняемый - страх (часть 3) // Вестник Петровской академии. - 2012. - № 1 (26). С. 61-69.
  10. Копылов В.А. Ноги // Вестник Петровской академии. - 2012. - № 2 (27). С. 76-85.
  11. Копылов В.А. Обвиняемый - страх (часть 4) // Вестник Петровской академии. - 2013. - № 1 (30). С. 83-94.
  12. Давыденко В.В. Метод внешнего болевого воздействия и напряжения (ВБВ) как универсальный путь к здоровью и укреплению организма (25-летний опыт клинического применения) // Литературно-художественный журнал "Медный Всадник. - 2012. - № 4 (43). - С. 78-88.
  13. Герц Александр. Диагноз и мифы // Газета "Лечебные письма" - 2006. - № 14 (84). - С. 30-31.
  14. Копылов В.А. Несколько слов о том, чего не следовало бы брать с собой в третье тысячелетие. (Доклад, сделанный на Международном научном Конгрессе-2000 "Фундаментальные проблемы естествознания и техники" 5 июля 2000, r. Санкт-Петербург.) // Международный Конресс-2000. "Фундаментальные проблемы естествознания и техники". № 1. Том 1. - СПб, 2000. - С. 170-172.
  15. Шойфет М.С. 100 великих врачей. - М.: Вече, 2008. - 528 с.
  16. Чичагов Л.М. Что служит основанием каждой науки. Беседа Л.М. Чичагова (митрополита Серафима). Репринтное издание. (М.: Типолитография Высочайше утвержд. Товарищ. И.Н. Кушнера и К, 1890). - М.: Паломник. 1996. - 93 с.
  17. Путов Н.В. Заметки старого хирурга о медицине вообще и о хирургии в частности // "Вестник Петровской академии". - 2006. - № 5. - С. 44-64.
  18. Архимандрит Рафаил (Карелин). В аду на земле. - М.: Благо, 2001. - 162 с.
  19. Иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор, руководитель Душепопечительского центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского. Владимир Решетов, кандидат физико-математических наук, доцент МИФИ. Совещание по биоэтике. [Электронный ресурс] // Медицинский отдел Казанской епархии РПЦ. -2014 Режим доступа: http://www.pravoslavie-med.ru/med_i_pravoslavie/netradic_medicina/gomeopatia/gomeo-i-orthodox/
  20. Приидите чада, чада, послушайте меня. Беседы с архимандритом Рафаилом (Карелиным): православный календарь на 2014 год. / Сост. Сергеев С.В. - М.: Православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы РПЦ (Издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского), 2013. - 386 с.
  21. Спецпроект "100 главных вопросов России". Вопрос № 31. В чем смысл жизни? // Газета "Аргументы и Факты". - 2013. - № 49.
  22. Копылов В.А. Поговорим о прививках // Газета "Правда о прививках". - 2006. - № 6. - С 6-8.
  23. Копылов В.А. Здоровье детей - будущее нашей страны // Вестник Петровской академии. - 2009. - № 1 (12). - С. 52-56.
  24. Баракин С.В. Большая сила малых доз. Что может гомеопатия. - СПб.: ИД "ВЕСЬ", 2003, - 96 с., ил. - (Серия "Гомеопатия и фитотерапия": "Гомеопатия для всех").
  25. Непредвзятый взгляд на гомеопатию / Под общей ред. свящ. Сергия Филимонова. - СПб.: - Общество свт. Василия Великого. -2004. - 64 с.
  26. Архимандрит Рафаил (Карелин). Повлиять, а не подавлять // Газета "Образ кротости". - 2012. - № 2 (27). - С. 6.

Копылов В.А.

Копылов В.А.

На протяжении всей истории человечества такие вопросы, как здоровье и способы его сохранения, болезнь, боль и исцеление были и остаются чрезвычайно важными и актуальными, постоянно привлекая к себе внимание. Многие люди посвятили медицине всю свою жизнь, надеясь получить ответы на эти вопросы, стараясь проникнуть в тайны природы и найти универсальную формулу здоровья, понять принципы и освоить искусство врачевания. Но среди них были лишь единицы, кто отправился в этот путь и занялся врачеванием уже в зрелом возрасте, будучи состоявшимся и сложившимся специалистом в совершенно другой области знаний. Таким человеком оказался и Виталий Александрович Копылов.

 

Узнать больше...

Презентация

Рисунки наших деток

Безымянный

Группа доктора Копылова